Поиск по ключевым словам

Екатерина II и эпидемия чумы в Москве (1770–1772 гг.)

 назад

История борьбы России с эпидемией чумы, бушующей во всем мире. Пик пандемии пришелся на 1346-1353 годы, а повторные вспышки продолжались вплоть до XIX века.  

Стефано Торелли. Аллегория победы Екатерины II над турками и татарами (1772 г.).

Первым в ходе русско-турецкой войны (1768–1774 гг.) с моровой язвой столкнулся авангард 1-й русской армии, вступивший в Молдавию в октябре 1769 г. Весной 1770 г. эпидемия чумы распространялась на театре военных действий, а к лету 1770 г. вспыхнула в пределах империи. Успешным военным действиям среди очагов чумы способствовали карантинные мероприятия, которые организовывал прибывший на фронт из Петербурга доктор медицины коллежский советник Иван Яковлевич Лерхе; но моровая язва, преодолев карантинные заставы в Василькове и Киеве, все-таки пришла в Россию, а в ноябре 1770 г. добралась и до Москвы. В сентябре 1771 г. умерших от чумы в Москве насчитывали 21 400 человек, а в октябре – еще 17 560.

Пьетро Ротари. Портрет Петра Семеновича Салтыкова (1760 г.).

С 1764 г. граф Петр Семенович Салтыков – генерал-фельдмаршал, с чьим именем связаны наиболее крупные успехи русской армии в Семилетней войне (1756–1763 гг.), занимал должность московского генерал-губернатора. Будучи градоначальником, Петр Семенович открыл множество почтовых отделений, провел реконструкцию Головинского и Коломенского дворцов, капитально отремонтировал мост через Москву-реку и сделал еще многое другое: период нахождения Салтыкова на посту отмечался позитивными изменениями в жизни Москвы.

<p>Эрнест Лисснер. Чумной бунт (1930-е гг.).  Когда в Москве поползли слухи о том, что у Варварских ворот Китай-города появилась чудотворная Боголюбская икона Божией Матери, исцеляющая от страшной болезни, большие толпы людей выстроились в очередь, чтобы увидеть ее. Такое скопление людей способствовало распространению инфекции; тогда московский архиепископ Амвросий распорядился убрать икону и закрыть ее в одной из церквей. В ответ на это толпа разгромила монастыри (Чудов и Донской), карантинные заставы и дома знати, а 16 сентября 1771 г. убила архиепископа за попытку остановить распространение чумы через церковную утварь. Чумной бунт был подавлен через три дня.</p>

Однако, в 1771 году на фоне пришедшей эпидемии граф не справился с управлением Москвой (меры, им принимавшиеся, вызывали неодобрение при дворе; помещики, чиновники и купцы пытались всеми силами покинуть город; начались народные волнения), за что был отправлен Императрицей и Самодержицей Всероссийской Екатериной II в отставку.

Федор Рокотов. Портрет графа Орлова (1762–1763) 

Тогда на борьбу с чумой в Москву из Санкт-Петербурга специальным манифестом главным начальником был отправлен граф Григорий Григорьевич Орлов. В самый разгар эпидемии, 26 сентября 1771 г., Григорий Григорьевич прибыл в город в сопровождении штата помощников и порученцев. Для организации борьбы с моровой язвой он вызвал из действующей армии известных эпидемиологов – доктора Густава Максимовича Оррéуса и штаб-лекаря Данилу Самóйловича Самойлóвича и создал комиссию для предохранения и врачевания от моровой язвы (в нее в том числе входили Оррéус и Самойлóвич).

Т. Л. Девильи. Чума в Москве.

Доктор Густав Максимович Оррéус – финн по происхождению, родился в Санкт-Петербурге и получил медицинское образование в Петербургской госпитальной школе в 1757 г. Густав Максимович в 1765 г. стал первым, кто сдал экзамен Медицинской коллегии на право практики и получил звание российского доктора медицины (несмотря на то, что из-за бюрократической волокиты и запоздалого завистливого недоброжелательства некоторых членов Медицинской коллегии докторский диплом был ему выдан только 2-го августа 1768 года после подачи вторичной жалобы самой Императрице). 

Штаб-лекарь Данила Самóйлович Самойлóвич (урожденный Сущинский) – выдающийся русский эпидемиолог и акушер – докторский диплом получил только 6 октября 1780 г., а в период эпидемии чумы в Москве вошел в состав комиссии для предохранения и врачевания от моровой язвы, потому как до этого активно работал в Московском военном госпитале по ликвидации чумы, где первым столкнулся с пришедшей болезнью.


Жерар Делабарт Серебрянические бани на Яузе (1790)

Участники комиссии и граф Орлов принимали эффективные меры для борьбы с эпидемией: в городе были открыты новые карантины, созданы изолированные инфекционные больницы, обеспечен учет больных; дома, в которых регистрировались случаи заболевания чумой, заколачивали досками, а на воротах рисовали красные кресты; те, кто пытался скрыть умерших, находились под страхом вечной каторги. В Москве приступили к наведению порядка для улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки: улицы очищали от мусора и бродячих животных, были открыты новые бани, жилища дезинфицировали. Одно из первых его распоряжений касалось обеспечения всех оставшихся ремесленников работой и домом. Был издан указ «О мерах к прекращению эпидемий и устройству кладбищ». В город было направлено необходимое количество уксуса для дезинфекции. Подняли зарплату могильщикам, которые работали круглосуточно. Родственники не имели права сопровождать усопших на кладбища. Был решен вопрос с мародерами. Всех, у кого находили чужое имущество, казнили на месте. Врачам, участвовавшим в ликвидации эпидемии, назначили двойное жалование. Если врач умирал, семьям полагалась пенсия. Для детей, оставшихся без родителей, были организованы специальные приюты.

“Орловские ворота” в Царском селе (наши дни). Сверху надпись: “Орловым от беды избавлена Москва”

Не имея специального опыта и образования, Григорий Орлов добился, что весной 1772 г. эпидемия пошла на убыль и вскоре прекратилась, но унесла жизни 60 000 людей. За ликвидацию очага чумы в Москве Григорий Григорьевич был удостоен памятной медали, позже в его честь в Царском селе были воздвигнуты «Орловские ворота».

Титульная страница книги А.Ф. Шафонского “Описание моровой язвы, бывшей в столичном городе Москве с 1770 по 1772 год”. Книга издана при Императорском университете в 1775 г.

Еще одним из отличившихся участников комиссии Орлова был доктор медицины генерал-штаб-доктор Афанасий Филимонович Шафонский. Он был старшим доктором Московского военного госпиталя и одним из первых в Москве столкнулся с заболеваемостью моровой язвой. В 1775 г. Афанасий Филимонович выпустил книгу «Описание моровой язвы, бывшей в столичном городе Москве с 1770 по 1772 год», посвященную Екатерине II и подписанную членами комиссии: А. Левшиным, П. Макуловым, А. Шафонским, Г. Оррéусом, Х. Граве, Д. Самойлóвичем, Л. Долговым. Повествование книги содержит две части: «О моровой язве вообще» (§ 1–27) и «О моровой язве особенно, о бытии ея в Москве с 1770 по 1772 год, о прекращении ея и о продолжении предосторожностей после того» (§ 28–90).

Указ Екатерины II о строительстве первого московского водопровода

Во время эпидемии чумы в Москве государство демонстрировало просвещенность в борьбе с болезнью, принимая срочные административные, финансовые и военные меры. Сама эпидемия сделала актуальными вопросы водоснабжения города (в 1779 г. начали строительство первого московского водопровода) и погребения умерших от моровой язвы (возникли новые кладбища: Миусское, Пятницкое, Дорогомиловское…), а также показала значимость карантина, что напрямую отражает достигнутый прогресс образованного общества в изучении и понимании необходимости противоэпидемических мероприятий.

Источники изображений:

https://gallerix.ru/
https://museumsworld.ru/
https://tzar.ru/
https://viewer.rsl.ru/
http://www.cawater-info.net/
https://commons.wikimedia.org/


Список литературы:

1. Симоненко, В.Б. Эпидемия чумы в Москве (1770—1772 гг.) / В. Б. Симоненко, В. Г. Абашин, П. А. Дулин // Клиническая медицина. – 2018. – № 96(1). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/epidemiya-chumy-v-moskve-1770-1772-gg (дата обращения: 30.06.2022).
2. Ильенко, А. К. Салтыков, Петр Семенович / А. К. Ильенко // Русский биографический словарь : в 25 томах. – СПб. ; Москва. – Ст. 1896—1918.
3. Егорышева, И. В. Медицинская коллегия (к 250-летию со времени ее создания) / И. В. Егорышева // Клиническая медицина. – 2013. – №10. – C. 72-74.
4. Мирский, М. Б. Медицина России XVI-XIX веков / М. Б. Мирский. – Москва : «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1996. – 400 с., илл.
5. Коновалов, А. Григорий Орлов – повелитель Черной Смерти / А. Коновалов. – Текст : электронный // История.рф [сайт] / Российское военно-историческое общество. – 2020. – 29 февраля. – URL: https://histrf.ru/read/articles/grighorii-orlov-povielitiel-chiernoi-smierti (дата обращения 30.06.2022).
6. Палеев, Ф. Н. Эпидемия чумы XVIII века и развитие здравоохранения в Москве / Ф. Н. Палеев, Г. А. Оноприенко, А. В. Молочков // Альманах клинической медицины. – 2015. – №37. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/epidemiya-chumy-xviii-veka-i-razvitie-zdravoohraneniya-v-moskve (дата обращения: 30.06.2022).
7. История здравоохранения дореволюционной России (конец XVI – начало XX в.) / М. В. Поддубный, И. В. Егорышева, Е. В. Шерстнева и др. ; под ред. Р. У. Хабриева. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 248 с. : ил.